Версия для слабовидящих
Москва,
ул. Неглинная, д.14/1а подъезд 7
Онлайн-консультация Записаться

Программа «Нейрофитнес: развитие внимания»

Программа направлена на помощь детям и взрослым, которым не хватает ресурсов внимания в учебе, работе и повседневных делах. В программе сочетаются современные технологии БОС, двигательные нейрокоррекционные упражнения и методы когнитивно-поведенческой психотерапии.

Кому нужна программа

  • Невнимательным детям, которые не могут усидеть за уроками, отвлекаются в классе, делают «глупые ошибки» в контрольных
  • Людям интеллектуальных и управленческих профессий, которым приходится удерживать во внимании столько информации, что его ресурсы начинают истощаться
  • Людям среднего возраста, сталкивающимся со снижением скорости реакции, забывчивостью
  • Людям, работоспособность которых снизилась после тяжелых травм, операций, болезней

Почему внимания не хватает?

Человек внимателен, когда мозговые сети, координирующие работу разных зон, работают четко и слаженно. Внимание — это очень сложная и хрупкая мозговая функция. По этой причине невнимательность нередко встречается даже у совершенно здоровых детей и взрослых. Это одна из самых частых жалоб, с которой к нам обращаются.

Почему ребенок может быть невнимательным? У детей частой причиной невнимательности является мозговая незрелость. Зоны головного мозга созревают с разной скоростью. Нередко, особенно в младших классах, оказывается, что головной мозг еще не готов к тем задачам, которые встают в процессе обучения. Чаще незрелость отмечается, когда во время беременности либо родов были сложности. Однако бывает, что с проблема невнимательности возникает без всяких на то предпосылок — очень уж индивидуальны сроки созревания мозга.

Другой частой причиной невнимательности и у детей, и взрослых, являются эмоциональные состояния — тревога, подавленность, захваченность сильными переживаниями. Сильные эмоции сопровождаются возбуждением, а в состоянии возбуждения любой человек становится менее внимательным.

У взрослых нередко причиной невнимательности становится истощение, профессиональное выгорание. При длительном стрессе вначале организм мобилизуется, вырабатывает кортизол («гормон стресса»), который заставляет все системы работать «на пределе». Рано или поздно ресурсы истощаются, уровень кортизола падает, и на смену активности приходит заторможенность, а с ней и невозможность сосредоточиться.

Другие причины невнимательности встречаются реже. Однако если ребенок или взрослый постоянно сталкивается с трудностями концентрации внимания, в части случаев мы проводим анализы и обследования, чтобы исключить заболевания. Например, внимание может ухудшаться при анемии (недостатке гемоглобина), заболеваниях щитовидной железы.

Как работает программа?

Программа начинается с диагностической встречи с ее руководителем — Добрушиной Ольгой Роландовной. Задача первой встречи — с помощью беседы и специальных тестов (нейропсихологическое обследование) понять, почему и как именно нарушено внимание. При необходимости будут назначены дополнительные обследования, из которых мы чаще всего используем количественную ЭЭГ — картирование мозговой активности с помощью особой математической обработки электроэнцефалограммы. По итогам встречи составляется план работы. В зависимости от результатов диагностики, занятия включают разные методики из трех основных направлений — методы биологической обратной связи (БОС), нейрокоррекция (нейропсихология) и когнитивно-поведенческая психотерапия. Часто мы комбинируем несколько методик в рамках занятий длительностью 1-1,5 часа.

У нас в центре представлен самый широкий в России спектр методов биологической обратной связи — БОС по инфранизким частотам ЭЭГ, тета/бета-тренинг, альфа-тренинг, альфа-тета тренинг, БОС по медленным корковым потенциалам, по SMR-ритму, тренинг по миограмме, по температуре, по сердечному ритму, по кожно-гальванической реакции, по опорной реакции (стабилотренинг). Такой набор технологий позволяет подобрать каждому клиенту именно то, что наиболее эффективно в его случае (а не то, что есть, как это происходит в менее оборудованных центрах). Добрушина О.Р. руководит научными проектами ассоциации EEGInfo, являющейся ведущим мировым сообществом в области БОС по ЭЭГ (neurofeedback), имеет статьи по теме БОС в высокорейтинговых журналах, проводит школы для врачей по данной теме. Наш уровень владения БОС-технологиями соответствует ведущим мировым центрам.

Методы нейрокоррекции включают двигательные упражнения и специальные задания на тренировку внимания, выполняемые на бумаге или на компьютере. В развитии внимания особенно важно подключение двигательных упражнений, поскольку они позволяют «проработать» очень базовые мозговые механизмы. Упражнения не похожи на физкультуру — в них тренируется не сила, а внимательная техника выполнения. В части упражнений мы используем специальные мячики, мешочки, балансиры и прочие интересные вещи, которые нравятся и детям, и взрослым.

Методы когнитивно-поведенческой психотерапии используются у взрослых и детей старшего школьного возраста. Они позволяют подойти стратегически к распределению ресурсов, чтобы достигать целей, не истощаясь, оставаться внимательным в стрессовых ситуациях. Вместе с каждым клиентом мы разбираемся, что мешает ему концентрироваться на задачах. Мы находим новые способы организации времени, совладания с эмоциями, продумываем «тактику» решения учебных и рабочих задач.

Программа в среднем включает 15-20 встреч длительностью 1-2 часа.

Специалисты, работающие в этом направлении
Неврология
Психотерапия, Психология
Психотерапия Психология